Глобальная навигационная спутниковая система - сокращенно ГЛОНАСС - должна превратиться в надежного спутника военных, транспортников, геологов и землеустроителей.
Это требование закреплено в Постановлении Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641 "Об оснащении транспортных, технических средств и систем аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS".
В документе четко прописано, что начиная с 2010 года необходимо оснастить весь транспорт аппаратурой спутниковой навигации.
Это - практически все космические аппараты, самолеты и вертолеты, морские и речные суда, автомобили и железнодорожный транспорт, перевозящие пассажиров, а также специальные и опасные грузы. На связь со спутником поставят геодезические приборы и аппаратуру, которую используют при составлении земельного кадастра, и средства для синхронизации времени.
Иными словами, страна постепенно начинает переход на качественно новую систему позиционирования. Точное - до 1 метра - расположение любого корабля, авиалайнера, железнодорожного эшелона подскажут вращающиеся на высоте около 20 километров вокруг Земли навигационные спутники. В идеале их должно быть 24: такое количество аппаратов гарантирует круглосуточное отслеживание любого более-менее крупного объекта на планете. Для просмотра российской территории достаточно 18 спутников.
Какие-то спутники придется время от времени выводить из группировки ГЛОНАСС. Одни - по техническим причинам, другие - после завершения эксплуатационного срока. Но группировка в любом случае будет постоянно наращиваться. Так что орбитальных проблем при выполнении правительственного постановления возникнуть не должно. Значительно трудней обеспечить потенциальных пользователей отечественными приемниками сигнала и специальными навигационными картами. В идеале они должны быть компактными, дешевыми и простыми в управлении. Пока выполнить эти требования нашим промышленникам не удается. Поэтому российский супернавигатор для большинства автовладельцев, коммерческих структур и любителей путешествий все еще остается недоступной экзотикой.
Особое внимание в постановлении правительства уделено военным. Оно и понятно, ведь речь о важнейшем элементе национальной безопасности. В интересах оборонного ведомства ГЛОНАСС работает с 1995 года. Однако о массовом использовании этой системы в военных целях речи до сих пор не шло. Ситуацию решено изменить в корне. Аппаратурой спутниковой навигации предписано оснащать практически всю армейскую и флотскую технику. Причем не только в Вооруженных силах, но и других силовых структурах государства. С порядком и этапностью такого "перевооружения" военным предстоит определиться еще до конца года.
Отдельной строкой в документе прописана важность орбитальной навигации для повышения уровня безопасности пассажиров. По словам заместителя генерального конструктора Российского научно-исследовательского института космического приборостроения Игоря Никушина, тревожными датчиками в России уже оборудованы, к примеру, морские суда и самолеты. Однако два спутника, через которые сейчас в спасательные центры передают сигналы бедствия, готовы выдавать информацию лишь через полтора часа после чрезвычайного происшествия.
«ГЛОНАСС сократит прохождение сигнала до 5 минут, а в таких ситуациях время на вес золота. Тем более что каждый час после трагедии снижает вероятность выживания человека в среднем на 70 процентов» заявил Никушин.
Как говорится, другие комментарии излишни.