Миллиардный контракт РЖД в рамках крупнейшего проекта использования ГЛОНАСС в экономике страны заморожен. Спутниковые системы, поставляемые на сотни поездов, заподозрены в подделке и изъяты. Права на них предъявил известный в прошлом музыкант, а ныне изобретатель Юрий Финк, уже полгода сидящий в Бутырской тюрьме по обвинению в мошенничестве. Он утверждает, что стал жертвой рейдеров — охотников за контрактом РЖД.
Как сообщают источники, близкие к следствию, столичное Юго-Западное следственное управление на транспорте возбудило уголовное дело в отношении ЗАО «Аэро-космические технологии» за нарушение патентных прав. Следователи заподозрили компанию в незаконных поставках систем безопасности на железнодорожные вагоны.
Установка систем идет с марта 2009 года по контракту с ОАО РЖД в рамках правительственной программы по внедрению систем спутниковой связи с использованием ГЛОНАСС с целью обеспечения безопасности на железнодорожном транспорте. Причем, как утверждается на сайте компании «Аэро-космические технологии», это самый крупный проект применения спутниковых систем в экономике России. За текущий год уже более 300 составов пассажирских поездов было оборудовано данной системой.
Теперь поставленное оборудование изъято, а уголовное дело расследуется по ч. 2 ст. 147 УК России (нарушение изобретательских и патентных прав). Впрочем, конкретных обвинений по делу пока никому не предъявлено. Сейчас допросы работников «Аэро-космических технологий» продолжаются.
По данным интернет-издания, изначально контракт ОАО РЖД на установку систем спутниковой связи на железнодорожные поезда был подписан 18 июня 2008 года с другой компанией — «Дженерал Телеком», которой руководил изобретатель Юрий Финк. Общая сумма контракта составляла 4 млрд рублей. Согласно этому контракту изобретение Финка «Системы контроля безопасности и связи пассажирских поездов» должно было быть установлено на несколько тысяч вагонов.
«Контракт с РЖД был только началом большой правительственной программы: предполагалось, что после этого все вагоны РЖД будут оснащены нашими системами, — рассказывает Инна Лукашевич, представитель федерального информационного центра „Аналитика и безопасность“ и бывшая коллега Финка. — Речь шла об огромных суммах. Разработанные Финком системы позволяют передавать в ситуационный центр данные о ЧП в вагоне, будь то пожар, общественная опасность или техническая неисправность, сразу, без промедления и из любой точки маршрута. Аналогов такой системы в стране нет».
Уголовное дело против Юрия Финка было возбуждено через два месяца после заключения контракта с РЖД. Однако после скандала и ареста руководителя «Дженерал Телеком» Юрия Финка сама компания за долги перешла Фондсервисбанку, где брала кредит на выполнение работ. Директором «Дженерал Телеком» был назначен бывший начальник управления космических и наземных комплексов Роскосмоса Геннадий Дмитриев. Он передал права по контракту с РЖД новой компании — «Аэро-космические технологии», партнером которой выступает тот же банк и гендиректором которой на сайте компании указан тот же Геннадий Дмитриев.
В феврале этого года компания получила патент на полезную модель — системы безопасности и связи на железнодорожном транспорте. А в марте стала исполнителем по контракту РЖД.
Но в ходе доследственной проверки по заявлению Юрия Финка выяснилось, что патент на полезную модель и патент на изобретение, полученный Юрием Финком еще в 2007 году, полностью идентичны, утверждают в московском Юго-Западном следственном управлении на транспорте.
Таким образом, права на спутниковые системы по-прежнему принадлежат бизнесмену Финку, который уже полгода сидит в Бутырской тюрьме по обвинению в мошенничестве. Ущерб, нанесенный продажей изобретения, оценивается следователями в 6 млн рублей.
Между тем ОАО РЖД приостановило работы по своей программе обеспечения безопасности поездов спутниковыми системами на основе ГЛОНАСС.
по материалам GPSearch.Org