Сегодня есть все предпосылки для создания Global Navigation Satellite System (GNSS) – термин, применяемый для общего наименования двух глобальных систем GPS и ГЛОНАСС.
Вся группировка спутников ГЛОНАСС выведена на орбиту и позволяет определять координаты с погрешностью не более 50 м для гражданского кода. Создан наземный сегмент управления спутниками, разработанный в СССР и реализованный Россией на основе 24 навигационных спутников, запущенных тяжелыми ракетами «Протон» со специальными разгонными блоками.
По состоянию на начало 1997 года в России приблизительно 10 предприятий разработало и выпустило в небольших количествах аппаратуру пользователя GPS/ГЛОНАСС. Наиболее известна аппаратура: СНС-85 (авиация), «Шкипер» (море), «Землемер-1» (геодезия). В марте 1996 года Россия сообщила Совету ИКАО (Международная организация гражданской авиации) о готовности предоставить ГЛОНАСС для использования мировой гражданской авиацией. Пока ИКАО пытается согласовать позиции Федерального Авиационного Агентства США и Российской Федеральной Авиационной службы, российская и американская стороны предложили ИМО (международная организация морского флота) рассмотреть вопрос о совместном использовании систем GPS/ГЛОНАСС.
Почему это важно?
Одним из существенных параметров системы является целостность информации. Если данные любого из спутников вызывают сомнение, они должны быть исключены из расчетов. При совместном использовании GPS/ГЛОНАСС появляется возможность обеспечить контроль целостности сигналов, поступающих от спутников, и переход на работу с теми сигналами, целостность которых подтверждена. Устойчивость системы значительно увеличивается, так как пользователи смогут выбирать рабочее созвездие из большего числа, доходящего до 16-20 видимых в радиодиапазоне спутников и пользоваться аппаратурой с числом каналов 12 и более.
Какие проблемы у ГЛОНАСС?
Их две: миниатюризация и цена. Чтобы сравнивать системы или говорить о совместном их использовании, сначала надо определить круг задач, для которых это возможно. Безусловно, для массового гражданского применения GPS не имеет альтернативы. Но для профессиональных устройств, применяемых, например, в авиации или на флоте, стоимость абонентских приемников оказывается сравнимой. К этому добавляются некоторые политические соображения: европейцы не хотели бы ставить себя в зависимость от перемен в политике США или России. Евгений Примаков, исключительно действенный и настойчивый министр иностранных дел России (по американской оценке), в феврале 1997 года в интервью Российскому ТВ сказал о том, что реалистичные политики воспринимают «Намерения как величину переменную , а потенциал – как постоянную». Потенциал ГЛОНАСС оценен в первую очередь французскими и германскими фирмами. Их подключение к разработке и выпуску абонентского оборудования позволяет не только обеспечить требования по точности и целостности, предъявляемые гражданской авиацией, снизить себестоимость производства и уменьшить массогабаритные характеристики оборудования, но и создает резервирование на случай изменения политики США по использованию GPS. Если учесть, что на рынке аппаратуры пользователей GPS в США восемь лет назад, кроме неcкольких крупных, начинали производство абонентской аппаратуры и фирмы численностью от пяти человек (добившиеся к настоящему времени выдающихся результатов), то резонно ожидать подобного всплеска и по отношению к созданию совмещенной аппаратуры GPS/ГЛОНАСС. Кстати, интерес к использованию ГЛОНАСС проявляют и сами американцы: компании Ashtex и Litton уже сделали совмещенные устройства, которые продают в составе своих навигационных комплексов.